Развитие внимания у детей

"Куда ты смотришь? Будь внимательней!" - некоторые дети слышат эту фразу в каждом шаге: как дома, так и в школе, а иногда и просто во дворе. Всё очень просто: взрослые думают, что маленькие дети очень рассеяны, поэтому своими замечаниями пытаются увеличить внимание ребёнка. Но если посмотреть на эту ситуацию с другой стороны, то станет ясно, что ребёнок и так достаточно внимателен, но к тому, на что обращено его внимание, а не родителей.
Ребёнка не интересуют его грязные руки, т.к. всё его внимание обращено на то, что показывают по телевизору. Его рубашка застёгнута не правильно, потому что одевал он её  неосознанно, "на автомате".
Переходя улицу он не не смотрит по сторонам, т.к. всё его внимание приковано к новым декорациям ветрины и в конце концов рядом идёт мама, которая всегда всё регулирует.

Внимание - процесс психики, тесно связанный с познанием мира и идеями, происходящими в целенаправленной концентрации на конкретный объект. Каждый день ребёнок получает огромный поток информации из окружающей среды, но мозг выбирает один доминирующий объект, который занимает самое важное место. Таким образом вся остальная информация становится менее значимой и не достигает сознания ребёнка.

Первые признаки внешнего внимания можно заметить уже в самом раннем возрасте ребёнка. Ищущие глаза, поворот головки на свет, звук или запах -  реакции, которые дают возможность отличать объекты, заинтересовавшие ребёнка фиксируя его внимание.

В поведении детей дошкольного возраста можно заметить  внутреннюю концентрацию внимания, которая обращена на мысли и чувтсва. Каждый из нас не раз видел, как ребёнок забыв все свои дела "стеклянными" глазами смотрит в одну точку. Он забывает, что делал до этого, поэтому взрослым кажется, что ребёнок невнимателен и не может сосредоточиться, однако на самом деле это не стоит считать невнимательностью. Наоборот, это кульминация внутренней фокусировки, когда определенные мысли, воспоминания или фантазии занимают позиции абсолютного доминирования, а все остальные объекты, вытесняются из сознания ребенка.

Концентрация  внимания может возникнуть в связи с сильным, необычным или неожиданным стимулом не зависящим от самого ребенка, от обстоятельств. Такая концентрация внимания называется невольной. У взрослых людей такое происходит редко, т.к. у них больше опыта, и события обстоятельств их меньше удивляют.

Нарушить внимание 5-6 летних детей очень легко, ведь вокруг него все время происходит что-то новое, чего он еще не видел и не знал.

Представьте, что во время занятий в детском саду за дверью слышен звук или шум, или за окном кто-то запускает воздушного змея. Можете быть уверенны, что в этот момент внимание ребенка будет обращено на навое неизведанное событие, и в его сознании оно займет главное место, вытеснив все мысли, которые были до этого, и ребенок забывает, что он делал 2 минуты назад. Точно также происходит со взрослыми. Только взрослые не перестают выполнять механическую работу, а продолжают делать ее автоматически. Ты читаешь книгу, а твои мысли совершенно о другом. Глаза продолжают читать книгу, но мозг не воспринимает информацию, т.к. Мысли сейчас не о том, что читаешь.

Ребенок же совершенно невольно переключается на более его интересующие объекты, забывая о том, чем он занимался.

Стоит понять одно, что переключить внимание ребенка может что-то более интересное, чем он занимается в данный момент.

Как развивать сознательное внимание ребенка?

Меры, необходимые для осознаного управления своим поведением ребенок получает общаюсь со взрослыми людьми. Например, пока ребенок маленький, он играет так, как ему хочется. Подрастая дети учатся играть по определенным правилам, которые приучают к выполнению осознанных действий. Чем чаще ребенок в различных ситуациях должен будет вести себя так, как это предусмотрено, тем быстрее он научится действовать осознанно.
Для этого очень важна вербальная коммуникация. Когда ребенок строит что-то из кубиков и у него не получается, самая лучшая помощь в словах: «Чтоб башенка стояла, снизу всегда надо ставить самые большие кубики, на которых будут стоять маленькие. Какой кубик самый большой?» Такими словесными инструкциями развивать внимательность ребенка следует с самого раннего возраста. Таким образом он научится не замечать, а слушать, что поможет ему в школе, где у учителя не будет возможности уделять много времени каждому ребенку.

Часто бывает так, что сознательное внимание становится несознательным. Например, рисуя рисунок ребенок так увлекается, что уже не слышит, что по телевизору показывают его любимый мультфильм. Его внимание полностью обращено на один объект.

Умение обращать внимание сразу на несколько различный объектов или действий появляется со временем. Для того, чтобы узнать, на сколько широк круг внимания твоего ребенка можете попробовать поиграть в одну игру. Положите на стол 10-15 мелких предметов и закройте их полотенцем. На 3 секунды снимите полотенце с предметов и потом опять накройте их. Сколько предметов успел запомнить ребенок?

Считается, что взрослый человек в среднем может запомнить не более 7 предметов. Дети 4-5 лет — только 1 предмет, 6 летний ребенок — 3.

Воспитание и психология, Дети от 1 до 3 лет, Дети от 3 до 6 лет, Дети от 6, Развитие

Комментарии

Добавить комментарий